История Рэйки Риохо. Течения в Рэйки
В честь празднования 100-летия со дня появления практики Рэйки, мы продолжаем переводить для вас самые интересные статьи, в которых звучит история Рэйки Риохо. В них будет история Микао Усуи и практики Рэйки, в том числе переведённая и уникальная информация.
Историю развития ритуалов в практике Рэйки Риохо можете прочитать в предыдущей статье.
Методы и ритуалы в Рэйки
В то время, как большинство современных практик Рэйки, в которых мастера Рэйки выполняют посвящения для каждой степени один раз, редко или никогда не повторяя их (см. Beeler and Jonker, 2016), главы Усуи Рэйки Риохо Гаккай и Хаяси Рэйки Кенкюкай практиковали ритуал, называемый рэйджу (“Дарящий рэйки”) при каждой встрече. Хоровиц (2015) утверждает, что этот ритуал происходит от эзотерического буддийского посвящения кандзё, которое, в свою очередь, является производным от индийских ритуалов омовения и посвящения, называемых абхинекха. Центральная роль и периодичность этого ритуала для Усуи Рэйки Риохо очевидна в том факте, что довоенные главы Усуи Рэйки Риохо Гаккай и Хаяси Рэйки Кенкюкай называли свои встречи рэйдзюкай (собраниями рэйджу). Нет однозначного объяснения значения этого ритуала, но он может представлять собой технику, с помощью которой человек подключается к космическому источнику Рэйки, ритуально воспроизводя опыт Усуи на горе Курама.
Метод исцеления руками (теате риохо) довоенного Усуи Рэйки Риохо, кажется, преимущественно использовал одну руку, тогда как большинство современных линий передачи Рэйки учат использованию двух рук. Это очевидно из статей, опубликованных в выпуске Sunday Mainichi от 4 марта 1928 года, написанных Мацуи Шо (1870-1933), драматургом, который учился у Хаяси, и анонимным пациентом Мацуи, который описывает, как опыт лечения превратил его из скептика в нерешительного верующего. Мацуи называет Усуи Рэйки Риохо «терапией, которая лечит все болезни одной рукой» (сэкишу манбйо о дзисуру риохо), а его пациент также называет это «терапией одной рукой» (сэкишу риохо). Пациент описывает, как во время лечения правая рука Мацуи стала настолько болезненной, что ему пришлось заменить ее левой (Мацуи, 1928). Проекция «ки и света» («Kōkai Denju Setsumei») в этой «терапии одной рукой» очень напоминает практики дзёрэй и окиёме, используемые различными новыми религиозными движениями, включая Секаи Кюсей-кё и Махикари. Эти движения объясняют эффективность своих практик скорее чистотой и загрязнением, чем Усуи Рэйки Риохо (Stein 2012).
Примерно через полвека после смерти Усуи центральное руководство Синсин Кайдзен Усуи Рэйки Риохо Гаккай состояло из офицеров Имперского флота. К 1926 году двадцать учеников Усуи получили звание шихана (инструктора), трое из которых были военно-морскими офицерами. Контр-адмиралы Усида Дзюдзабуро (1865-1935) и Такэтоми Канъити (1878-1960), соответственно, были вторым и третьим президентами (кайто) Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Третий, военно-морской капитан Хаяси Чудзиро, основал свою собственную организацию, Хаяси Рэйки Риохо Кенкюкай (Исследовательское общество терапии Хаяси Рэйки), которая сыграла важную роль в передаче Усуи Рэйки Риохо на Запад. Пятый президент Усуи Рэйки Риохо Гаккай, Ванами Хоити (1883-1975), был бывшим вице-адмиралом, который учился у Ушиды. Центральное место офицеров Имперского флота изменилось в 1975 году с приходом к власти шестого президента Кояма Кимико (1906–1999), которая изучала Усуи Рэйки Риохо под руководством Такэтоми Кан’ити со своим мужем, профессором социологии. Таким образом, за исключением периода в несколько месяцев сразу после войны, высшие лидеры Усуи Рэйки Риохо Гаккай были бывшими военно-морскими офицерами в течение почти пятидесяти лет.
Упадок Усуи Рэйки Риохо Гаккай в послевоенный период вполне мог быть спровоцирован этими тесными отношениями с Имперским флотом. В то время, как в довоенный период организация имела десятки отделений и тысячи членов по всей Японии, после окончания войны на Тихом океане она переживает длительный период упадка. Послевоенный роспуск Военно-морского флота в соответствии с конституцией 1947 года должен был негативно повлиять на общественный престиж руководства Усуи Рэйки Риохо Гаккай и общественное восприятие этой организации. Этим можно объяснить короткий период в 1946 году, когда четвертым президентом организации стал Ватанабэ Ёсихару (ум. 1960), бывший директор средней школы, изучавший Усуи Рэйки Риохо под руководством Усуи. Возможно, что членов Усуи Рэйки Риохо Гаккай с их декламацией стихов Императора Мэйдзи (описанной в следующем разделе) и связями с Имперским флотом можно было считать религиозными националистами, и если организация когда-либо поддерживала сильный национализм, эта тенденция с тех пор исчезла. В любом случае, замкнутость Усуи Рэйки Риохо Гаккай, которая восходит к 1920-м годам (Мацуи 1928), кажется, стала еще более заметной в послевоенный период, возможно, из-за антиимперских настроений во время оккупации под руководством США, продолжающегося роста биомедицинского авторитета, учреждения национального медицинского страхования и растущей численности подобных форм исцеления (таких как дзёрэй и окиёме) с противоречивыми новыми религиозными движениями.
Организация Усуи Рэйки Риохо Гаккай (Usui Reiki Ryōh Gakkai) в настоящее время, похоже, находится на перепутье. В основном пожилое руководство вспоминает президентство Коямы (1975–1998 гг.) как своего рода недавний «золотой век», который они хотели бы восстановить. Однако после ее выхода на пенсию в 1998 году членство снова сократилось из-за низких показателей приема на работу и ухода пожилых членов (в связи со смертью). У них были трудности с набором и удержанием нового поколения молодых японских членов, несмотря на так называемый «духовный бум» Японии 2000-х годов. Сегодня осталось только пять ветвей Усуи Рэйки Риохо Гаккай, с официальным общим числом членов около пятисот, хотя число регулярно посещающих собрания значительно меньше. Хотя два президента, которые последовали за Коямой, оба свободно говорят по-английски и могли бы установить связи с процветающим международным сообществом Рэйки, которое выражает большой интерес к «традиционному японскому Рэйки», Усуи Рэйки Риохо Гаккай только недавно начал принимать иностранных членов.
Течения (группы) преподавания Усуи Рэйки Риохо. История Рэйки Риохо
Хотя основное внимание в этой статье уделяется Усуи Рэйки Риохо и Синсин Кайдзен Усуи Рэйки Риохо Гаккай, в современной Японии также есть как минимум три другие группы связанных практик. Самая крупная из них — это те японцы, которые практикуют так называемое «Западное Рэйки» (сэйю рэйки), обычно называемое просто Рэйки (написанное катаканой). Западное Рэйки является продуктом уроженицы Гавайских островов японского американки Хавайо Таката (1900-1980), которая училась у ученика Усуи Хаяси Чуджиро в штаб-квартире его организации в Синаномати, Токио, начиная с декабря 1935 года. У Такаты были близкие отношения с Хаяши, и он, как говорят, назвал ее своим преемником незадолго до того, как покончить с собой на грани Тихоокеанской войны в 1940 году. За сорок пять лет практики и преподавания Такаты, у нее было более десяти тысяч учеников и она была особенно активна на материковой части Северной Америки с середины 1970-х до 1980 года. В течение этого заключительного периода обучения она также подготовила по крайней мере двадцать два магистра (то есть инструкторов Рэйки).
Хотя Таката вела несколько уроков в послевоенной Японии, ее форма Рэйки с ее модифицированной церемонией посвящения (церемония и характерная часовая «базовая процедура» — двенадцать положений рук, удерживаемых по пять минут каждая), по-видимому, не получили широкого распространения в Японии до 1980-х годов, когда Мицуи Миеко (даты неизвестны) «повторно импортировала» Рэйки из США. Мицуи стала Мастером Рэйки под руководством магистра Такаты Барбары Вебер (позже Барбары Вебер Рэй) в Нью-Йорке в начале 1980-х и начала преподавать Рэйки в Японии в 1984 году, опубликовав перевод книги своего Мастера несколько лет спустя (Ray 1987). Этот перевод был первой японской монографией по теме Усуи Рэйки Риохо, хотя существуют более ранние тексты, описывающие родственные практики, разработанные учениками Усуи (например, Мицуи 1930 [2003]; Томита 1999 [1933]).
После Западного Рэйки вторая по величине группа практикующих Рэйки в Японии состоит из двух линий передачи, возглавляемых учениками Ямагути Чиёко (1921-2003), которые, как и Таката, получили посвящения от Хаяси Чуджиро в 1930-х годах. Сын Чиёко, Ямагути Тадао (р. 1952), возглавляет линию преемственности под названием Дзикидэн Рэйки (Прямая передача Рэйки), а монах Дзё-сю (Буддист Чистой Земли) по имени Инамото Хякутэн (р. 1940) возглавляет линию, называемую Комьё Рэйки (Яркая Рэйки). Свет или Просветление Рэйки). Эти линии были развиты в Японии в конце 1990-х годов и с тех пор приобрели последователей по всему миру.
Третья форма японской линии передачи Рэйки, известная как Гендай Рэйки-хо (современный метод Рейки), представляет собой гибрид Усуи Рэйки Риохо и Западного Рэйки, основанный Дой Хироши (р. 1935). В среде сэйсин сэкай (Духовный мир) середины 1980-х годов в Японии (культурное движение под влиянием Нью Эйдж) Дой изучал большое количество методов исцеления, в том числе западное Рэйки в Японии под руководством Мицуи Миэко. В 1993 году Дои стал членом Усуи Рэйки Риохо Гаккай под руководством Кояма Кимико. В 1995 году Дои создал Гендай Рэйки Хирингу Кёкай (Ассоциацию современного Рэйки) и начал преподавать Гендай Рэйки Хо, в котором сознательно сочетаются элементы практики Усуи Рэйки Риохо Гаккай с практикой западных линий передачи для «интеграции методов Восточного и Западного Рэйки» (дзай рейки-хо но того, Дои 1998: 54). С помощью Интернета Дой установил связь с североамериканскими и европейскими практикующими Рэйки и стал первым значительным японским учителем, преподающим за пределами Японии, после учебного тура Хаяси на Гавайских островах в 1937-1938 годах. Он был одним из ключевых докладчиков на первой международной конференции Усуи Рэйки Риохо в Ванкувере и продолжает путешествовать и преподавать по всему миру, несмотря на свой преклонный возраст.
Почему Рэйки — это духовная практика смотрите тут.
Среди различных линий передачи Рэйки есть история разногласий и даже презрения. Среди западных групп Рэйки известно, что Барбара Вебер утверждала, что она одна получила полную систему от Такаты и что другим ученикам-мастерам Такаты пришлось повторно тренироваться с ней. Сегодня Ямагути Тадао заявляет, что его мать дезавуировала Инамото Хякутэн перед ее смертью (Объявила о несогласии с действиями доверенного лица или о лишении его права действовать в дальнейшем от имени доверителя или о своём отказе от чего-н.)
История Усуи Рэйки Риохо Гаккай такова, что организация в течение десятилетий в значительной степени не интересовалась взаимодействием с другими линиями передачи, лишь недавно согласившись принять членов, которые ранее изучали Западное Рэйки. Тот факт, что Дои преподает модифицированные версии своих практик без разрешения, тоже не помогает. Хотя многие практикующие Рэйки получают посвящение более чем в одной линии передачи, и, кажется, наблюдается движение к большей терпимости к различиям в верованиях и практиках, напряженность между линиями сохраняется, и перспектива всеобщего мира в ближайшем будущем кажется маловероятной.
Перевод статьи Джастина Стейна, продолжение следует.