История Рэйки. Развитие ритуалов и практик в Рэйки.
Историю Рэйки мы продолжаем в серии статей в честь празднования 100-летия со дня появления практики Рэйки. В них будет история Микао Усуи и практики Рэйки, в том числе переведённая и уникальная информация.
Историю Микао Усуи можете прочитать в предыдущей статье.
Ритуалы и практики в Рэйки
Как и в случае с верованиями, связанными с Усуи Рэйки Риохо, история его практик документирована лишь фрагментарно. Более того, поскольку нынешний Усуи Рэйки Риохо Гаккай не разрешает членам описывать свои практики перед нечленами, чтобы избежать возможных недоразумений, я не могу здесь много писать по этому поводу. Тем не менее, есть несколько вещей, которые можно сказать об исторических записях практики Усуи Рэйки Риохо в Японии.
Во-первых, мемориальный камень Усуи, установленный в начале 1927 года, проливает свет на некоторые практики, которые считались центральными на момент его смерти. Сказав, что цель Усуи Рэйки Риохо состояла не только в том, чтобы просто вылечить болезнь и обеспечить здоровое тело, но и помочь людям исправить их сердце и разум и достичь благополучия, в нем излагается учение Усуи: «Во-первых, соблюдайте учения Императора Мэйдзи и утром и вечером декламируйте пять заповедей и глубоко запечатлейте их в своем сердце-уме (кокоро ни нен зешиму)». Позже говорится, что это чтение следует практиковать в позе сэйдза гассё, молча стоя на коленях, сложив ладони вместе на уровне груди (Окада, 1927).
Фраза «учение Императора Мэйдзи» расплывчата, но, вероятно, отсылает к поэзии Императора под названием гёсэй, 125 из которых воспроизведены в Рэйки Риохо Хиккей, справочнике, распространенном среди членов Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Эти стихи затрагивают самые разные темы, но саморазвитие — центральная из них. Характерный пример: «С пылью даже драгоценный камень без малейшего изъяна может потерять свой блеск» (исасака но кизунаки тама мо томосурэба чири ни хикари о ушинаникери). Хотя чтение морализирующих стихов для самосовершенствования не было само по себе новаторской практикой, чтение именно этих гёсэй является отличительным признаком Усуи Рэйки Риохо.
«Пять заповедей» (гокай), на которые ссылается мемориальный камень — это короткий текст, приписываемый Усуи, но на самом деле он происходит от «Песни поведения» (shosei no uta), составленной более ранним сейсин риохо Сузуки Бизан (данное имя Сузуки Сэйдзиро, дата неизвестна). В своем Kenzen Tetsugaku (Философия здоровья), синтезирующем практики неоконфуцианского самосовершенствования и практик христианской науки и Новой мысли, Сузуки изложил эти пять заповедей, которые следует произносить ежедневно: “Только сегодня, не гневайся, не волнуйся, будь благодарным, выполняй обязанности, будь добр к людям» (сёфуку но хихо, манбё но рейяку, кё даке ва, икаруна, шинпай суна, канша сите, гё о хагеме, хито ни синсэцу ни).
Мемориальный камень содержит аналогичный текст, который ясно дает понять, что его следует читать дважды в день, находясь в позе в сейдза гассё (молча стоя на коленях, сложив ладони вместе на уровне груди). «Повторение пяти заповедей, – говорится в нем, – запечатлеет их в вашем сердце-уме» (гокай о тонаэте, кокоро ни нен-зешиму). В нем говорится: «Когда вы повторяете [эти слова] утром и вечером, в сэйдза гассё, вы воспитываете гуманный и здоровый ум и видите радость ежедневной практики» (сэйдза гассё аса-ю нендзю но сай ни джункен но кокоро о яшинай, хэйсэй но оконай ни фуку сешимуру ни ари, Окада, 1927).
Усуи Рэйки Риохо было не единственным сейсин риохо, в котором “Кэндзен Тэцугаку” (философия здоровья) Судзуки сочетал с виталистическим теате (исцеление рук, произносится как «тай-а-тай»). Например, Дзинтай Аура Рэйки-дзюцу (Техники Рэйки Ауры Человеческого Тела), созданное Такаги Хидесукэ примерно в то же время, когда Усуи разработал свое Рэйки Риохо, содержит множество практик, которые очень похожи на Усуи Рэйки Риохо, включая пятикратную декламацию, которая более похожа на формулировку Судзуки, чем гокай Усуи, хотя неясно, оказывали ли Усуи или Такаги прямое влияние друг на друга (Takagi 1925; Hirano 2016: 81).
Методы Рэйки. История Рэйки
Ряд учеников Усуи и Хаяси согласны с тем, что декламация гокай и гёсэй была основой эффективности Усуи Рэйки Риохо и тем, что отличало методы Усуи от методов других практикующих. Томабечи Гизо (1880-1959), промышленник, ставший политиком, который учился у Усуи, в своих мемуарах назвал чтение гокай утром и вечером первым из серии «оздоровительных методов» (Tomabechi and Nagasawa 1951: 335). Томита Кайдзи, еще один ученик Усуи, который в дальнейшем основал свою собственную терапию Рэйки, обучал практике под названием дзёсин-хо («метод очищения сердца и разума»), в которой практикующие сидят в позе сэйдза гассё, описанной выше, и читают гёсэй в своих кокоро («сердце-разум»). Регулярная практика, пишет Томита, будет «все больше и больше очищать дух (сейсин)», поскольку «кокоро императора, выраженное в гёсэй, освещает собственное кокоро» (1999 [1933]: 63). А Ямагути Тадао, чью мать обучал ученик Усуи Хаяси Чуджиро, пишет, что чтение гокай и гёсэй «отличало практикующих [Усуи Рэйки Риохо] от других целителей» (2007: 79). Как упоминалось ранее, в то время существовали буквально тысячи других сейсин риохо, в том числе несколько других, называемых рэйки риохо, поэтому отличительные характеристики были бы ключом к успеху Усуи Рейки Риохо.
Больше практики Рэйки тут.
Чтение гёсэй и гокай было основой для других медитативных практик по очищению кокоро, а также для проведения Рэйки через руки, дыхание и глаза. Продвинутых практикующих учили проецировать Рэйки на удаленного получателя, часто используя его или ее фотографию. Считается, что эти ченнелинговые практики излечивают тела от физических недугов, а также для «исправления вредных привычек» (акухэки о кёсей), включая беспокойство (ханмон), слабость (кёдзаку), нерешительность (юдзюфудан) и нервозность (синкэйсицу) («Кокаи Дэндзю Сецумей»).
Для выполнения техник, включая дистанционное лечение (энкаку риохо) и лечение вредных привычек (сэйхэки), продвинутые практикующие изучают три символа, которые должны быть начерчены или визуализированы и не раскрыты непосвященным. Первый символ, увеличивающий поток Рэйки, по-видимому, происходит из синто / даосских источников. Второй, используемый для исправления вредных привычек, связан с санскритским иероглифом hrīḥ (ип., Kiriku), связанным с Амидой Буддой. И третий — талисман, основанный на пяти китайских иероглифах, включая составной сёнэн, что в буддийском контексте означает «правильная внимательность», один из шагов Восьмеричного пути.
Эти техники преподаются в последовательности уровней, с бОльшим количеством градаций, чем трехступенчатая система первой, второй и магистерской степеней, характерная для большинства современных форм практики Рэйки.
Перевод статьи Джастина Стейна, продолжение следует.
1 Комментарий
тест